Наверное, вы устали. Давайте выйдем во двор, чтобы прогуляться. Во дворе найдите куст бузины и срежьте с него палочку размером как половина карандаша. Заточите ее навскосяк. Этот инструмент пригодится нам для чистки палет анкерной вилки.
Вспомните, что анкерную вилку мы только промывали, но не чистили. При рассмотрении ее в часовую лупу на рубиновых камнях (палетах) видны следы грязи. С помощью бузиновой палочки грязь надо убрать. Чистку проведите под увеличительным стеклом так, как чистите зубы. После чистки рабочие плоскости палет должны блестеть. Вы, наверное, заметили, что плоскости палет не идеальные. У них имеются выработки. Эти выработки и есть причиной остановки часов!
Чтобы часы снова пошли, палеты нужно удлинить. Палеты приклеены шеллаком (очень похожим на канифоль). Снимите правую и левую палеты, протрите их между пальцами, предварительно смоченными в бензине, чтобы удалить остатки шеллака. Не меняйте местами правую и левую палеты! Вставьте их назад с помощью пинцета с квадратными губками. Теперь нужно вставить анкерную вилку в механизм часов и прижать ее мостом. Заведите часы на четыре оборота. Самой маленькой отверткой толкните хвостовик анкерной вилки. Вилка должна отскочить в противоположную сторону. Теперь назад. Вилка отскакивает в другую сторону. Попробуйте отогнуть хвостовик вилки на небольшой угол. Вилка должна вернуться в исходное положение. Такое явление называется притяжка. Притяжка должна быть не слишком большой и не слишком маленькой. Добейтесь того, чтобы анкерная вилка имела хорошую притяжку на обеих концах. Для этого вилку нужно снять, подогнать палеты и вставить обратно. Перед снятием вилки обязательно спустите заводную пружину. Если не спустить пружину, то лишитесь анкерного колеса или вилки, а то и всего сразу.
Вставьте узел баланса. Попробуйте завести часы на четыре оборота. Они должны пойти. Подгонку палет нужно проводить до тех пор, пока часы не заведутся с четырех оборотов заводного вала. Для мелких женских часов с – двух оборотов вала. Для достижения идеального хода часов операцию по настройке палет придется проделать несколько раз подряд.
Если часы завелись и идут справно, то нужно проклеить палеты. Для этого спускаем пружину, и снова снимаем анкерную вилку. Осторожно, чтобы не нарушить расположение палет. В качестве клея можно использовать клей, который когда-то продавали для склеивания обуви на всех рынках. Он имеет вид мелких горошин, и размягчается при нагревании. Для склеивания отрезаем очень маленькие кусочки (в виде порошинки) и ставим их на обратную сторону каждой палеты возле металлического основания вилки. Затем пинцетом подносим анкерную вилку к электрической плитке с открытой спиралью на несколько секунд и забираем обратно. Осторожно, не пережгите саму вилку! Все, склеивание произошло.
Теперь еще раз осторожно протрите палеты палочкой из бузины, смоченной в бензине. Соберите механизм анкерного спуска и запустите часы. Ура. Заработало… Для начала хватит. Оставьте механизм на ночь и проследите, как он себя ведет.
Поздравляю! Сегодня вы запустили в ход механизм часов с помощью увеличительного стекла и силы человеческого разума.
Но это еще не все. Окончательная настройка часового механизма и сборка часов еще впереди. Но об этом вам расскажу на следующей странице нашего сайта.