Наверняка у вас дома найдутся старые, а может и не очень, наручные часы, которые не идут. Вот они то нам и нужны. Например такие.
Для обучения ремонту часов подыщите себе несколько механизмов, можно даже разных моделей, над которыми вы будете проводить эксперименты. Да, я не оговорился. Именно эксперименты, потому что если вы никогда не разбирали часов, то с первого раза у вас и не получится. Желательно брать крупные мужские модели без календаря и механизма автоподзавода: ЗИМ, Полет, Ракета - Советского производства, но ни в коем случае не мелкие женские часики.
Для обучения ремонту часов подыщите себе несколько механизмов, можно даже разных моделей, над которыми вы будете проводить эксперименты. Да, я не оговорился. Именно эксперименты, потому что если вы никогда не разбирали часов, то с первого раза у вас и не получится. Желательно брать крупные мужские модели без календаря и механизма автоподзавода: ЗИМ, Полет, Ракета - Советского производства, но ни в коем случае не мелкие женские часики.
Для начала возьмите себе за правило, что каждый часовой механизм нужно разбирать и складывать в отдельную коробочку. На первом этапе нужно научиться разбирать часовой механизм так, чтобы не повредить ни одну из его частей. Дома найдете себе за столом место поудобней. Если работаете вечером, то нужно использовать настольную лампу. На стол перед собой положите белый лист плотной бумаги или картона. Все операции по разборке и сборке часов проводятся над этой бумагой. Если какая-то деталь упадет, то ее легко можно будет найти. Если деталь упала на пол – то пиши пропало. Скорее всего, вы ее не найдете. Не поможет даже магнит. Придется брать из запасных частей. Старайтесь не терять деталей от часов! Со временем у вас появится множество одинаковых механизмов или почти одинаковых, которые послужат вам запасными частями.
На ранних этапах своей деятельности я говорил людям так: «принесите мне три часовых механизма, и один из них я вам отремонтирую». Таким образом у меня появились запчасти к разным моделям. Если у вас имеются несколько одинаковых механизмов, то кладите их в одну коробку. Из них можно брать запасные части. При сборке часов нужно брать родные детали, а если деталь повреждена или утеряна, то из запчастей. Запомните, что деталь от одной модели НИКОГДА не подойдет к другой.
Вам уже не терпится разобрать свой первый часовой механизм, но я дам еще несколько советов на дорожку. Если часы никогда не падали, а остановились спустя 10-15 лет после своего рождения, то их можно отремонтировать, не заменив ни одной детали!!! Нужно только произвести настройку и смазку механизма. Этим мы сейчас и займемся.
Снимаем с часов браслет, чтобы он не мешал работе. Открываем корпус любыми средствами: отверткой с толстым лезвием, ножом или мощным пинцетом. Некоторые корпуса имеют резьбу. Резьба со временем забивается пылью и грязью. Грязь нужно убрать и отвинтить резьбовое кольцо. У других корпусов крышка защелкивается. Для вскрытия используем лезвие отвертки или ножа. Из открытого механизма вынимаем все металлические кольца или пластмассовые вставки, если они не закреплены. Внимательно изучаем часовой механизм. Вам ведь придется его потом собирать.
Переворачиваем часы стеклом вниз и ставим на лист бумаги. Теперь нужно снять заводной рычаг, иначе механизм не вытянуть из корпуса. Не пытайтесь его открутить. Найдите на часовом механизме, в том месте где в него входит заводной вал, маленький штырек в виде точки. Нажмите пинцетом или конусной отверткой на этот штырек и тяните заводную головку всторону. Теперь можно вынимать механизм из корпуса. После этого сразу же вставьте на место заводную головку с рычагом. При этом вам снова придется нажать на этот штырек, но часы уже нужно держать в руках, чтобы не повредить стрелки. В некоторых старых моделях вместо штырька есть винтик, который нужно повернуть на пол оборота и вытянуть заводную головку.
Еще раз внимательно осмотрите часы, желательно увеличительным стеклом. Опытный мастер сражу же может увидеть дефект, а может и нет, если он скрытый. Желательно провернуть баланс и посмотреть характер его движения. Теперь нужно снять все стрелки. Для этого используйте пинцет или отвертку. Осторожно снимайте секундную стрелку, ведь она самая тонкая. Я захватываю стрелку пинцетом словно ножницами, сверху прижимаю пальцем и тяну вверх. Механизм часов при этом находится на столе.
Далее снимаем циферблат. На ободке часового механизма есть два винтика. Отпускаем их на пол оборота и снимаем циферблат. Винтики зажимаем обратно. Под циферблатом находится фольга, часовое колесо, вексельное колесо и триб минутной стрелки. В этой модели еще добавлена пластина в виде полумесяца для удержания вышеназваных деталей. Все снимаем. Триб минутной стрелки снимаем пинцетом также как и сами стрелки. Для снятия триба нужно приложить некоторое усилие. Не бойтесь, его не так просто повредить. Обратите внимание, что он сидит очень туго. От посадки минутного триба зависит то, как будут двигаться стрелки в часах при переводе минут или часов.