У вас на столе находится часовой механизм, который прошел испытание двенадцатичасовым забегом, то есть работал целую ночь без остановки. Такой механизм уже можно собирать дальше.
Прочно закрутите винты у всех мостов, если вы этого еще не сделали. Спустите заводную пружину. Дайте часам остановиться самостоятельно. Посмотрите через линзу под основание баланса. Хвостовик анкерной вилки должен находиться ровно посередине двух ограничительных штифтов. Если есть смещение в любую сторону, то часы могут самостоятельно не запускаться или будут работать асинхронно. Этот дефект нужно исправить. Осторожно вставьте мелкую отвертку в разрез колодки спирали. Прижмите баланс пальцем. Отвертку поворачивайте влево или вправо так, чтобы баланс занял положение равновесия. Эта операция называется «выкачка баланса». После установки выкачки, хороший механизм должен запускаться даже через три оборота заводной головки.
Заведите часы на полный ход. Баланс должен совершать колебания примерно на 270 градусов. При такой амплитуде колебаний вы не увидите перекладины баланса. Чтобы достичь такой амплитуды, нужно смазать рубиновые камни на осях баланса.
В современных конструкциях часов рубиновые камни спрятаны в противоударный механизм. В старых часах применялись только накладки. Накладки легко открутить, промыть в бензине, капнуть на них каплю масла и собрать назад. Чтобы смазать накладку баланса со стороны спирали нужно: остановить часы, снять баланс, отделить спираль от моста, открутить накладку, смазать ее и собрать все назад. Процесс сложный, но со временем вы научитесь. Еще сложнее научиться разбирать противоударный механизм.
Противоударный механизм состоит из двух камней: сквозного и накладного. Сквозной камень находится в металлической оправе, которая называется бушон. Бушон держится в накладке благодаря специальной фиксирующей пружине. Нужно научиться снимать фиксирующую пружину. Пружины бывают двух типов: лирообразная и трехлепестковая роза.
Для снятия пружины я использую лопатку (ту, что для смазки) и мелкую отвертку. Лирообразная пружина снимается и ставится без проблем. Главное поверить в то, что она вообще снимается. С другой пружиной возни будет больше. То есть снять то вы ее снимите, а вот заложить будет очень трудно, хотя вполне реально. Я научился этому через 2 месяца упорных тренировок без чьей-либо помощи. При снятии и укладке пружины любой конфигурации лопаткой удерживаем ее за центр, тем самым прижимая ее к бушону, а отверткой – крутим или снимаем усик.
Осторожно положите снятую пружину на видное место, а то ее легко потерять даже из вида. Снятый бушон нужно бросить в емкость с бензином. Там из него вылетит накладной камень. Если нет, то используйте тоненькую иглу. Для промывки снятых камней не пользуйтесь кисточкой, а то вы затем ничего не найдете. Эти детали очень мелкие. Просто прополосните их в бензине. Затем осторожно пальцем, а не пинцетом, вынимайте бушон и накладной камень. После просушки смажьте сквозной камень каплей масла и установите накладной камень плоской стороной на бушон (вторая сторона у него опуклая). Готовый бушон вставьте на свое место. Сверху наденьте пружину (трехлепестковая роза), которую нужно взять лопаткой за центр. После смазки лопатка покрыта тонким слоем масла. Оно окажет нам хорошую услугу. Тонкая пружина будет лучше держаться на ней. Помните, что пружину легко потерять. Магнит латунь не берет. При укладке пружины на место, нужно заложить два усика сразу, а отверткой покрутить за третий, при этом надавливая на него и направляя его в паз, пока он не займет свое положение. Лопаткой все время держите за центр пружины, чтобы она не ускользнула. Всю работу проводите под часовой лупой. Высший пилотаж!