Итак, часы разобраны, все детали уложены в коробочку, баланс со спиралью стоит в укромном месте и ждет своего времени. Наливаем в чашечку для промывки глаз обезжиренный бензин на 2/3 емкости. Пока раствор еще чистый, опускаем в него баланс со спиралью мостом вниз. Не разъединяйте их. Легким движением кисточки промываем этот сложный узел. Старайтесь протереть только ось баланса, но не задеть спираль. Вынимаем баланс и ставим на бумагу. Затем опускаем в бензин платину часов. В одну руку берем кисточку, а в другую – пинцет. Пинцетом придерживаем платину, а кисточкой трем ее. Масло и вся грязь быстро растворяется. Не забываем протереть также рубиновые камни. Переворачиваем платину на другую сторону и повторяем то же самое. Весь процесс длится не более 2-3 минут. Вынимаем платину из бензина и кладем ее на бумагу для просушивания. На следующем этапе точно также промываем все накладные мосты. Потом все шестерни. Шестерни промываем радиально, то есть от центра к краям. Осторожно промываем анкерное колесо. Затем – анкерную вилку и все детали, которых я не упомянул. Барабан с пружиной можно только протереть кисточкой, не бросая его в бензин. Если вы бросили барабан в раствор, то вам придется потом его разобрать и вытянуть пружину. Затем просушить ее и уложить назад, предварительно смазав каплей масла. Для тренировки разборку барабана можно провести несколько раз, но со временем вы поймете, что эта операция необязательна. Пока вы промывали все детали, платина успела высохнуть. Можно приступать к сборке часов. Поставьте на платину узел баланса с мостом и осторожно зажмите его винтами. Иногда между мостом баланса и платиной находится металлическая фольга. Попробуйте варианты с ней и без нее. В любом случае баланс должен свободно вращаться. Если баланс не вращается, то, возможно, у него сломана ось. Такой баланс придется заменить. После проверки снимите узел баланса. Приступаем к сборке основной колесной системы. Все оси колес вставляем в отверстия рубиновых камней. Порядок сборки такой: сначала анкерное колесо, затем секундное, а потом или центральное или промежуточное, в зависимости от конструкции механизма. Сверху все аккуратно слегка прижимаем мостом и берем часовую лупу. Механизм в одной руке, пинцет в другой. Смотрим в линзу и устанавливаем ось каждой шестерни в свой рубиновый камень. Процесс установки начинаем от анкерного колеса. По мере того, как каждая ось будет ставать на свое место, слегка нажимаем на мост. После установки последний оси мост плотно прижмется к платине. Для правильной посадки моста на платину в нем предусмотрено два направляющих выступа. Завинчиваем мост винтами. Можно расслабиться. Прокрутите отверткой колесную систему за центральное колесо. Оно самое толстое. Ни в коем случае нельзя крутить за зубья, а то можете их повредить. При прокрутке колеса издают характерный свист. Оно и понятно, ведь они не смазаны. Приступаем к смазке. Берем на лопатку (описана в разделе инструменты) немного масла и начинаем с самого крупного колеса. По очереди смазываем все колеса и заканчиваем анкерным. По мере смазывания объем масла на лопатке уменьшается, и на анкерное колесо попадает очень маленькая доза. Так и должно быть. Теперь переходим на другую сторону. Снова набираем масла на лопатку и повторяем операцию смазка. Снова прокручиваем колеса. Звук уже иной, приятный. Теперь ставим заводной вал и надеваем на него заводной триб и заводное колесо. Не забудьте нажать на штырек, чтобы зафиксировать вал в его рабочем положении. После этого ставим на место барабан с пружиной и прикрываем его мостом. Завинчиваем мост и сверху кладем барабанное колесо. Привинчиваем его. Теперь заведем часы на четыре оборота. Колеса должны свободно начать вращение. Если это не так, значит, какое-то колесо имеет дефект. Такое колесо нужно вычислить и заменить. Для этого потребуется снова разобрать колесную систему, а потом ее собрать. Посмотрите внимательно через лупу окончание движения анкерного колеса. Сперва оно вращаются в одну сторону, затем останавливается, потом не короткое время по инерции начинает вращаться в другую. Такое явление называется скат колес. Чем больше скат, тем лучше будет работать часовой механизм. При ремонте часов надо добиться идеального ската колес (три-четыре оборота анкерного колеса в обратную сторону при указанной выше заводке механизма). Затем проверяем механизм при малой заводке часов (один-два оборота). Дело в том, что при малой заводке хорошо проявляется эффект заедания зубьев, который на большой скорости может исчезнуть. Все дефекты колес нужно устранить на этом этапе, чтобы двигаться дальше.
|